История Ивано-Казанки


История Ивано – Казанки.

Чувашские переселенцы
Первожители новой деревни до переселения жили в Казанской губернии Цивильского уезда в деревнях Арабоси, Ковали , Кудеснеры, Старые Урманы, Новые и Старые Шеланы, Систибе, Мусирма. Были они казёнными крестьянами. Они считались свободными от крепостной зависимости и занимали промежуточное положение между помещичьими крепостными и свободными людьми. В такое положение, чуваши Поволжья, были поставлены указом Петра Первого. В отличие от прочих казённые крестьяне находились в лучшем положении, но оно было довольно шатким. Часто государственные земли вместе с крестьянами дарились своим приближённым за особые заслуги, и тогда они лишались этой «свободы».
Недостаток земли, тяжёлый оброк и барщинные повинности возмущали крестьян. Молодое поколение, слушая рассказы переселенцев,
Ушедших ранее, в Заволжье, на Урал. В 80-х годах наши предки стали готовиться к переселению. По законам деревенской общины необходимо было рассчитаться со всеми долгами по оброку, подушной подати, рекрутской повинности. Затем вопрос о переселенцах решал сельский сход, и только тогда – волостное правление, поставив в известность окружное начальство.

   В1882 г. по рассказам первопоселенцев, наши деды собрали сход, где избрали доверенное лицо и направили его в г. Уфу: узнать, где и как можно купить землю. Ответственное поручение доверили отставному солдату Ивану Антонову, бывалому человеку, владеющим русским языком.
Прибыв из г. Козковка в Уфу на пароходе, Антонов обратился в Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка. Там порекомендовали посмотреть  земли помещика Веденеева. Земли располагались между селом Нагаево – волостным центром – и рекой Уфимкой. Управляющий Веденеева показал земли, но они Антонову не понравились: низкие заболоченные места, мало хорошего строевого леса, находятся под боком  губернского, уездного и волостного начальства. Пришлось отказаться и вернуться домой. На сходе он рассказал о своих наблюдениях, и общество решило осмотреть другие земли.

    На следующий год показали земли помещика Николая Александровича Заварицкого. Они простирались между селом Новотроицкое (Охлебинино) и деревней Шаланы. Управляющий Заварицкого Курзаров показал земли у первой дачи около деревни. Из села выехали через Жилинскую гору на Резово, оттуда на Богармыш и починок Никольский – Заварицкий. Посмотрели урочища от Никольского починка к Шеланам, где находился посёлок Заварицкий. Преодолевая чащобы, от Заварицкого посёлка они поднялись вверх по реке Юрмашка и вышли к её притоку – Красной Юрмашке. Здесь вверх по течению становилось суше, росли мощные дубы, липы, вязы. Их невозможно было обхватить руками. Открывались небольшие поляны сказочной красоты. Бывалому войну эти места понравились. Договорились. Управляющий согласился с тем, чтобы переселенцы приехали в этом же году по санному пути, зимой 1884 г., и начинали осваивать лес, а купчую крепость совершить когда все приедут.

    Кто же мог выехать на лошадях зимой в неизвестность?!… выезжали в основном люди самостоятельные. Ядром переселенцев были мужики в возрасте 30-50 лет и имевшие двух – трёх сыновей. Переселенцы понимали, что выдержит только крепкий, трудолюбивый и смелый. Выезжали в ноябре 1884 г. на лошадях со своим нехитрым скарбом, орудиями туда и продуктами.

     В метрических книгах «Причты Троицкой церкви с Новотроицкою (Охлебинино) Уфимского уезда и губернии за 1884 г.» находим запись «проживающего на пристани Лаптева крестьянина Казанской губернии Цивильского уезда села Музерма Даниила Стефанова сын Григорий умер 13/12 – 1884 года в 4 месяца от младенчества» эта запись подтверждает прибытие первых переселенцев. Они устроились в русских деревнях, деревне Богармыш, починке Никольское – Заварицкое. Надо заметить, что «крестьяне из чуваш» хорошо знали русский и татарский языки. 33 семьи «казенных из чуваш» крестьян выехало на новые места и начали расчищать глубокий снег, разрабатывать лес: валить, готовить строительный материал. Чтобы не терять времени на поездки в деревню, переселенцы построили на месте работ шалаши не только для себя, но и для лошадей. На квартирах в деревнях оставались старики да малые дети. Работы было невпроворот, надо было построить избы для тех, кто приедет весной на пароходе. Титанический труд на новой земле радовал переселенцев. Пока никто, кроме диких зверей, обитавших здесь, не беспокоил.

    Наступил день, когда прибыли остальные члены семей переселенцев. Для всех это был большой праздник свободной жизни на новом месте. Никому не хотелось думать плохо о будущем: мудрый, могучий, девственный лес, сказочные поляны, речка, теплые, летние дни. Не хотелось думать о первых жертвах переселенцев, а они были.

   В 15 км., в селе Новотроицком (Охлебинино), находилась церковь Святой Троицы, построенной г-ном Охлебининым в 1826 г. Священник Михаил Новиков, дьякон Александр Будрит пеклись о новосёлах, приобщали всех прибывших к церкви. По метрическим документам за 1885 г., год основания починка Ивановский – Казанский (церковнослужители в своих книгах починок называли просто Ивановским), родилось 5 человек, умерло 5, в том числе 4 ребёнка.

    Переселенцы приехали не праздновать. Жизнь звала вперёд: надо было вырубать лес, корчевать пни, строить избы, сеять хлеб, выращивать урожай и растить детей.

   Апрель – май 1885 г. были месяцами первых посевов. Он производился всей общиной переселенцев на распаханной целине небольших лесных полян. Образовалась своеобразная комунна, пока обособляться было нельзя – природа не щадит одиночек. Привычка жить в сельской общине, решать крупные проблемы совместно была традиционной.
До поры господин статский советник, помещик Н.А. Заварицкий не вмешивался в жизнь и быт переселенцев. Прибыла новая партия переселенцев: Сила Тарасиев Антонов, Степан Иванов Багин, Семен Иванов Бурляков – бывшие жители деревни Курень Орловского уезда Вятской губернии и ещё 16 семей. Новопришельцы поселились на противоположном берегу Красной Юрмашки. Первожители их назвали “вятские”. Сформировалось селение.

    В конце июля 1885 г. Н.А. Заварицкий со своим управляющим в легком экипаже прибывает в починок. Завидев своего «благодетеля», крестьяне, сняв головные уборы, робко подошли к экипажу.
Через овраг перебрались «вятские», и стихийно состоялся сход. Крестьян волновал вопрос купли – продажи земли. Пока они здесь жили и трудились, не зная точно ни количества выделенной земли, ни цены. Господину Заварицкому также необходимо было решить вопрос о продаже земли, юридически её оформить. И вот такой момент настал. Договорились о приобретении в 1137 десятин земли по 25 рублей за десятину, избрали доверенной лицо на оформление купчей крепости. В центральном государственном историческом архиве РБ храниться дело №637 «О завершении  купчей крепости на землю, проданную г. Заварицким Ивано – Казанскому крестьянскому товариществу», начатое 8-го и решённое  9 августа 1885 г. через Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка. Банк выдал г. Заварицкому «под залог сей земли сроком с 11 сентября с.г. на 24,5 года ссуду в девятнадцать тысяч сто двадцать пять рублей», причём по 5 руб. за десятину крестьяне сами обязались платить выплатить сами в 6 лет.

 Посильно ли было 47 крестьянским дворам переселенцев выплатить такую сумму – 28 325 руб. банку надо было выплатить в течение 24,5 лет, т.е. с 11 сентября 1885 г. по 11 апреля 1910 г.
В отчётном докладе члена губернского по крестьянским делам присутствия В.А. Абрютина «переселенцы и переселенческое дело в Уфимском уезде Уфимской губернии» читаем: «вскоре после покупки 20 дворов отказались от земли и ушли на сторону, оставшиеся переселенцы, хотя и продолжали платежи, но к 1891 г. успели оплатить только 3000 руб. к тому же времени за крестьянами накопился долг крестьянскому поземельному банку, почему земля была продана Банком с торгов и перешла обратно Заварицкому…».

   Из общей суммы 28325 руб. к 1891 г. крестьяне успели оплатить лишь 6615 руб., не говоря об уплате наличными владельцу земли Заварицкому. Потеряв около 10000 руб. за 6-7 лет, переселенцы – крестьяне вконец разорились. Но самое главное, они остались без земли.

    Бывший матрос крейсера «Аврора» Алексей Семёнович Васильев, свидетель этих трагических событий, рассказывал:”Зимой 1891 года в деревню наехали чиновники Крестьянского поземельного банка, чтобы взыскать недоимку за землю. Прибыли они не одни, а со стражниками. Узнав о появлении карательных чиновников, крестьяне стали спешно прятать свой немудреный скарб. Мать моя, взволнованная этим, бегала по двору со старым самоваром, не зная, куда его деть, ибо все будет отобрано. Увидев это, мы, мальчишки, втоптали самовар в снежный сугроб и стояли дрожа от страха. В это время вошли во двор стражники во главе с чиновниками. Самовара, правда, не нашли, но в счет уплаты отобрали у мамы все женские национальные убранства, украшенные серебром”. И так было в каждом дворе.

    Пока чиновники свирепствовали на чувашской стороне, «вятские» приняли меры. Многие, побросав свои избы, забрав пожитки, скрылись лесными дорогами. Пришли к мелкопоместному помещику либерального толка чиновнику 9-го класса Дмитрию Алексеевичу Курчееву. Он принял беглых крестьян не только из милосердия, у него были свои счеты с дворянином Заварицким. Свое «доброе дело» он совершил так: крестьян устроил на водяную мельницу, в свое подворье. До недавнего времени существовал поселок Чуркеевка вблизи села Калтыманово. Правильное название должно было быть Курчеевка, но в разговорной речи название претерпело изменение. И сегодня в деревне Калтыманово сохранились фамилии потомков переселенцев: Багины, Каскевичи, Романовы…

  А вот что пишет про оставшихся переселенцев Абрютин «Переселенцы вторично купили землю в количестве 205 десятин по 30 руб. Крестьянский банк дал ссуду по 20 руб. за десятину, а крестьяне уплатили по 10 руб. при совершении купчей крепости». Отдали 4100 руб. банку и 2050 руб. господину Заварицкому. Вот к примеру Статистический сборник за 1901 год.: рабочая лошадь стоила 23 руб., корова – 14 руб., свинья – 3 руб., овца – 2 руб. Пуд ржаной муки на рынке стоил 85 коп., пшеничной 1 руб. 10 коп. могли ли крестьяне переселенцы оплатить за землю ? конечно нет. Они опять попали в кабалу от Крестьянского поземельного банка и должны были расплачиваться за землю до 1942 г. Господин Абрютин пишет «на стороне крестьяне арендуют пашни по 5  руб. за десятину, покос берут исполу. Общество образовано, магазина нет. Повинности платят с ревизских душ, живут переселенцы небогато».

 Жизнь пришлось начинать заново. Правда, справедливости ради, надо сказать о супруге Заварицкого – Ирине Ильиничне. После вторичной купли земли она приказала вернуть крестьянам часть тяговой силы и живность, дабы спасти крестьян. Приказала вернуть отобранные за недоимку инструменты – топоры и прочий рабочий инвентарь, без которых в дебрях жить было невозможно. Ирина Ильинична была сама из крестьянской семьи, и часто не могла противиться воле Заварицкого. но она смело пошла на доброе дело, за что крестьяне её боготворили, считали её спасительницей. Дом в селе Охлебинино, где жили Заварицкие, после революции передали под школу, и долго ещё дети в ней учились.

   В «сборнике статистических сведений по Уфимской губернии» есть список земельных владений Нагаевской волости, где 16-я запись гласит: «Починок Ивановский – Казанский, Красно – Юрмашеское товарищество в 21 двор, чувашского населения 100 человек мужского и 96 женского, находятся  в 35 верстах от уездного города, 20 верстах волостного управления и в 15 верстах от пункта сбыта сельскохозяйственных продуктов и церкви. Земли пахотной 106, покоса 5, леса 15 – десятин». Грамотных было 3 человека. Это через 14 лет после переселения.

    В 1893 году рядом с починком Ивано – Казанский появился новый починок – Почаевский (Ивановский). Переселенцы Гродненской губернии купили участок у Заварицкого по 30,35 руб. за десятину. Деньги крестьяне уплатили при свершении купчей крепости. Четыре двора купили землю товариществом в общее владение, а другие 7 дворов владели землей подворно. Крестьяне Гродненской губернии называли починок Почаевским, от слова «почать», т.е. начать новую жизнь.тепрь этот посёлок слился с деревней Ивано – Казанка, а бывший посёлок Бакуны, в 2 км. от Почаевского, был назван в честь родной деревни Бакуны Великосельской волости Гродненской губернии . Теперь этого посёлка нет,  а население разъехалось.